История текстильного интерьера

ИСТОРИЯ ТЕКСТИЛЬНОГО ИНТЕРЬЕРА!

шторы классика

Нам представляется возможным проследить историю развития текстильных изделий с момента их возникновения и до сегодняшних дней.

Первые шторы появились еще на заре цивилизации, несколько тысячелетий назад. В те времена в роли окна выступало элементарное отверстие для выхода дыма и притока свежего воздуха. Занавеси выполняли в основном функции защиты проемов от внешней среды, задержки тепла в помещениях. Затем, по мере развития человечества, вместе с ростом земледелия и появлением инструментов, развивалось прядильное и ткацкое дело.
В V-VI веках до нашей эры, люди стали уделять значительное внимание убранству жилища. Стены домов украшались фресками, коврами и богатыми занавесями; появляются  мягкие обивки на мебели и балдахины над ложем.

Роскошный и помпезный стиль домашнего убранства появился в Месопотамии. За полторы тысячи лет до нашей эры ассирийцы украшали мебель покрывалами, подушками, балдахинами, они же начали использовать бахрому в качестве отделки к кожаным изделиям и тканям с богатым вышитым узором. Текстиль используется очень широко, от москитных сеток до всемирно известных ассирийских шпалер, ковров, вышивок. Персы, поработившие Вавилон, сохранили вавилоно-ассирийский стиль, сделав его ещё богаче, роскошнее. В последствии восточная роскошь проникла и покорила Европу.

Древняя Греция, по праву считающаяся сокровищницей европейской культуры, привнесла свой вклад в развитие текстиля. Считается, что интерьерные драпировки как декоративный элемент оформления помещений, получили массовое распространение именно в Древней Греции. Простота и гармония, благородные пропорции и изящество, свойственные произведениям искусства этой цивилизации, сказывались и в текстильных изделиях. Они были многоцветные, с богатой орнаментикой в виде акантов, пальметт, гирлянд листьев и цветов, украшались вышивкой, кистями, бахромой.

В период расцвета Римской империи декорированию внутренних пространств также придавалось огромное значение. Для римских жилищ был характерен эклектизм, заимствовалось все, что можно было приспособить к господствующим вкусам. Полы из мрамора или цветной мозаики, стены, украшенные яркой декоративной росписью, символическая, богатая аллегориями отделка мебели. Широко применяются ковры, обивка на мебели, балдахины над кроватями, симметричные драпировки на окнах и занавеси на дверных проемах для изоляции помещений.

Византия, являясь культурным наследником Рима, заимствовала больше восточные традиции. Интерьер стал вычурнее, помпезнее, роскошнее: византийский стиль отличали богатство драпировок, обилие золота, вышивка, перегруженность украшениями. Огромное значение приобретает шелк, привозимый из Китая.

Арабско-мавританский стиль, господствовавший с VII по XIV век во всем исламском мире, создал новые уникальные черты интерьера. Как известно, ислам запрещает изображение людей и животных, поэтому взамен искусство создало уникальную орнаментику – арабески, разнообразные и сложные по своей структуре. Ими украшались дворцы, расшивалась одежда, скатерти, портьеры, ковры. Текстиль в восточных интерьерах играл ведущую роль: по восточному обычаю, мусульмане сидели на коврах и подушках, а для сна использовали покрытые коврами и шелковыми тканями оттоманки.

Более 400 лет в Европе господствовал романский стиль, в основе которого лежал принцип функциональности. Ведь нескончаемые феодальные войны требовали от жилища главного качества – обороноспособности. Ковры, гобелены – все очень практично, формы и краски простые и грубые. Роскошь и искусство оформления предыдущих поколений были преданы забвению.

Начиная с XII века по Европе распространился новый стиль, просуществовавший более 300 лет и вошедший в историю культуры под названием готического. Именно тогда начинают застеклять окна. И тогда архитекторы сразу почувствовали огромные возможности стеклянных окон: обеспечивать освещенность помещения, регулировать поступление свежего воздуха, украшать фасад здания и, что особенно важно, обеспечивать хороший вид из окна. Особую роль получает цвет – интерьеры радуют яркостью красок и позолоты.

Ренессанс зарождается в Италии в XIV веке, на базе античного наследия начинается невиданный расцвет искусств. Создаются богатые, блестящие великолепием интерьеры во дворцах, поражающие своей монументальностью и богатством декоративного убранства. Гостиные и спальни обставлялись дорогой мебелью, декорировались дорогими драпировками оконные и дверные проемы. При создании интерьера сохраняется подчинение главной теме. В декорировании особое место занимает бархат, плюш, шелк, батист, кружевное полотно. В орнаменте наряду с геометрическими узорами стали использовать растительные мотивы и изображения животных.

Основные элементы барочного стиля, также как и ренессансного, восходят к античности, но барокко отличает повышенная декоративность, беспокойный ритм кривых линий. Барочному интерьеру присущи яркие краски, экспрессивные формы, богатая игра света и тени, обилие позолоты. Стены украшаются лепниной и резным деревом, обтягиваются дорогими тканями, занавешиваются гобеленами. Декорируются пышно оконные проемы. Искусство обивки и драпировки достигает высочайшего уровня. В период барокко впервые стали обращать внимание на сочетание окраски штор и обивки мебели.
Изготовленные из материала одного цвета, они выглядели пышно и роскошно.

Барокко во второй четверти XVIII века завершается искусством рококо. Стиль рококо считается искусством двора и аристократии. В обстановке появляется культ уюта, изящества и утонченности. Для него характерны нежные пастельные тона, огромное количество зеркал, дорогие материалы: мрамор, шелк, гобелены, золото. Сильное влияние в этот период оказывают китайские мотивы: модным увлечением стали китайские ширмы, украшенные расшитыми шелковыми тканями. Увеличение размеров окон (они нередко доходили до пола) привело к тому, что занавески, шторы и портьеры стали занимать значительное место в интерьере. Появились в тканевом дизайне всевозможные рюши, банты и бантики. Ленточки, которые очень популярны и в настоящее время.

На смену рокко пришел классицизм – более рациональный стиль, отдающий дань античности. Простота и строгость античных форм компенсировалась изяществом линий и цветовых сочетаний. Рисунки и цвет обоев, занавесей, и обивки мебели тщательно гармонировали друг с другом. Они должны быть не только одного цвета, но и изготовлены из одного материала. Обязательным элементом декора стали карнизы, на которых крепились шторы. карниз, как правило, красили и наносили позолоту либо использовали крашеную штангу. Оборка свисала с карниза, поддерживаемая двумя кольцами.

Завершающим этапом классического направления стал стиль ампир. Стилевое единство ампира вытекало из строгого следования античным, главным образом древнеримским образцам мебели, оформлении стен, рисунке тканей на обивках, занавесей, пастельных покрывал, балдахинов – во всех элементах внутреннего убранства. Строгая симметрия, полная уравновешенность, стены иногда затягиваются тканями, драпированными на манер античных одежд. Все компоненты интерьера имели эффект театральности. Мода на индийские ткани – цветастые узоры обивок. Из-за обилия драпировок в комнатах царил полумрак.

С середины XIX века в моде эклектика, предполагающая любые сочетания различных форм прошлых стилей и традиций. Появляются неоготика, неоренессанс, необарокко, второй ампир. Комнаты оформляются в различных стилях. В последствии стили совмещают и в одном помещении. Эклектизм включил в себя эстетические богатства Азии, Африки, Латинской Америки, Океании.

Начиная с 80-х годов XIX века до первых десятилетий XX века появляются, многообразное художественное движение – модернизм, внутри которого возникает модерн, экспрессионизм, неоэкспреонизм, символизм, кубизм. Смена стилей и художественных направлений происходит стремительно быстро.

И, наконец, в ХХ веке возникают новые стили, так хорошо нам знакомые – модерн, хай-тек, фьюжн, этника, поп-арт. В любом из этих направлений шторы играют значительную роль, т.к. именно они делают интерьер по-настоящему законченным и уютным. И сегодня для создания штор применяются самые различные ткани и новые технологии – хлопок, лён и шерсть, сатин, бархат, вельвет, парча, плис и другие.

Таким образом, мы видим, что на протяжении многих веков люди стремились не только построить жилище, защищающее их от внешнего мира, но и украсить его. В этом им помогают шторы, драпировки и другие текстильные изделия: именно с их помощью можно придать неповторимый вид квартире или дому, сделать уютными большие помещения и зрительно расширить маленькие, создать определенное настроение в каждой комнате.

Comments are closed.